24 февраля, Среда
 

Инстинкт патриотизма

В конце прошлой недели Президент России внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании», в которых узаконивается патриотическое воспитание в школах

Понятно же, что в основе патриотизма лежит врожденный инстинкт. Любить место, в котором ты живешь, где родился, любить страну, в которой родился, – это норма для человека. Более того, братья наши меньшие – волки, павианы, шимпанзе и прочие, – если не любят, то уж точно испытывают положительные чувства к месту своего обитания. Они готовы защищать свою территорию от посягательств чужаков, иногда даже ценой собственной гибели. Увы, даже героизм – природное явление. Воспитать патриотизм нельзя, но можно его пробудить: «Вставай, страна огромная!» или, наоборот, усыпить, как это было в 90-е годы прошлого века…
Наверное, есть такие люди, у которых «инстинкт» патриотизма вообще отсутствует. Это аномалия, сравнимая с утратой инстинкта самосохранения (обычно людей, пытавшихся покончить с собой, потом лечат в психушке). Вот и думаю: неужели поправки написали помощники без инстинкта патриотизма, которые, опираясь на свой внутренний опыт, решили, что у народа, как и у них самих, такого «инстинкта» тоже нет?
Нельзя не заметить, что все разговоры о патриотизме, как правило, вплетаются в канву пропаганды. Победа в Великой Отечественной войне стала ключевым моментом.
Хитрость пропаганды – в постоянной подмене. Ведь страна-победительница – это СССР. Социалистическое государство. Современная Россия – совсем другое, капиталистическое государство.
Другой момент подмены – выставлять патриотизм как любовь к государству. Впрочем, именно в этом значении термин «патриотизм» использовался в позапрошлом веке. Лев Толстой замечательно разоблачил такую подмену в статье «Патриотизм и правительство». «Для правителей, – писал он о государственном патриотизме, – это орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей…» И далее Толстой раскрывает конечную цель: «рабское подчинение тем, кто во власти». Прошло больше ста лет, и снова вернулись к тому же?
Не совсем. Если спуститься на «нижние этажи», то суть идеологии патриотизма опростится так: убедить, что народ в стране – одна единая общность, такая «стая», кормящаяся на своей территории и охраняющая эту территорию от многочисленных врагов. Но. Реальность выглядит совсем по-другому: часть вожаков «охотится» на территории «стаи», а добычу утаскивает на другую территорию, где делится ею с членами иной, другой «стаи». Офшоры, заграничные поместья, покупка иностранных футбольных клубов… Как о мнимом единстве рассказывать школьникам?
Очевидно, поступят как обычно: все непроработанные вопросы спустят на учителей, под их ответственность.
Меня заинтересовал вопрос патриотизма в связи с замусоренностью местности. По берегам Ламы, на окраинах деревень и сел, в придорожных лесах – всюду встречаются брошенные пакеты, бутылки и упаковки, большие и малые свалки. Если местные жители – патриоты родного края, то почему они его захламляют?.. Какой тут патриотизм?
Недавно мне стало понятно, что это не вопрос патриотизма, а вопрос культуры. Поэтому в закон «Об образовании» больше нужны поправки о воспитании экологическом.

???????@Mail.ru