6 августа, Четверг
 

Работа над ошибками

Чем дальше Великая Отечественная война, чем больше работают волоколамские краеведы, тем туманнее становится история. Все больше путаницы прибавляется с появлением каждой очередной краеведческой работы. Попытаемся разобраться в некоторых застарелых «лабиринтах»

Начало начал

Откуда ошибки? Вопрос не праздный. Вот вышла книга «Волоколамский рубеж», открываем страницу 105. Читаем донесение: «Перейти в р-н д.  Княжино». Тут же авторы-составители в скобочке пишут «Княжево» и поясняют ниже: «В скобках даны точные названия населенных пунктов». Этот пример показывает, что в документах военного времени полно ошибок. Названия населенных пунктов, даты, временные отрезки могут быть изменены. А уж сколько неточностей при донесениях о потерях и особенно потерях врага. Ошибки выявляются, если сравнивать разные документы, например, сводки дивизии со сводками армии и фронта. Это и есть исследовательская работа.
«Сели на колышки»

Известная фраза Панфилова «Сели на колышки» получила свою краеведческую интерпретацию. Так, опираясь на фразу генерала, Татьяна Бабурова в книге «И не было судьбы у нас другой…» утверждает, что солдат высадили в голом поле и они окопались за несколько часов. Однако Константин Телегин (член военного совета) в книге «Не отдали Москвы!» вспоминает, что укрепрайон был готов на 70-80 процентов. Были вырыты траншеи и ходы сообщения, подготовлены 82 пулеметных площадки для станковых пулеметов, 170 орудийных окопов, 125 площадок для ручных пулеметов, сооружено 22 наблюдательных пункта. На наиболее доступном для наступления пехоты противника участке Кобылино – Татаринки было устроено проволочное заграждение в три ряда кольев. На рубеже Исаково – Бухолово – Татаринки был отрыт противотанковый ров протяженностью 12 км и установлено 8256 противотанковых мин. Кроме того, в районе Болычево был вырыт четырехкилометровый противотанковый ров и установлено 4000 противотанковых мин.

На Волоколамском рубеже Панфиловская 316-я стрелковая дивизия разместилась с 7 по 12 октября. Работы по обустройству обороны были продолжены. К началу наступления противника (16 октября) были полностью отрыты сплошная первая траншея и вторая прерывчатая траншея в ближайшей глубине обороны. Кроме того, многие высоты и населенные пункты в полосе обороны дивизии были подготовлены к обороне.

Спасс или Рюховское?

В глубине обороны 316-й дивизии был создан противотанковый район Спасс-Рюховское, в состав которого был включен 296-й противотанковый полк, имевший 24 пушки. В задачу полка входило уничтожать прорвавшиеся танки противника. Позиции в Рюховском строились из расчета, если танки прорвутся со стороны Красной горы. В Спассе ожидаемое направление прорыва – из Осташево.

Опыт боев Панфиловской дивизии был изучен еще в прошлом веке и опубликован в 1958 году в книге «Боевые действия стрелковой дивизии: сборник тактических примеров из Великой Отечественной войны». В этой книге военный историк полковник Сазонов написал раздел «Оборона 316-й стрелковой дивизии в районе г. Волоколамск. Октябрь 1941 г.». К разделу прилагались карты-схемы, на которые опирался Сазонов. Картографы при подготовке этих схем использовали оперативные карты и с них неверно перенесли название противотанкового района Спасс-Рюховское, поместив его вместо названия села Спасс. Попросту Спасс переименовали в Спасс-Рюховское. Поэтому уже Сазонов использует название двояко, обозначая им противотанковый район и село.

Краеведы подхватили это начинание и все запутали окончательно. Теперь очень трудно понять, о чем идет речь.

Щекино или фабрика?

Еще одна чисто картографическая ошибка. Телегин в книге «Не отдали Москвы!» сообщает, что 9 октября 1941 года он был в штабе 316-й дивизии, располагавшемся на фабрике имени Ленина. При штабе находился резерв – учебный батальон. Однако в военной литературе местом штаба называется Щекино, а место дислокации учебного батальона – Щекино, Ивановское.

На картах название Щекино гораздо ближе к фабрике, чем Волоколамск. Поэтому Сазонов в свое время решил, что фабрика находится в Щекино. Однако свидетельство Телегина дает понимание логики размещения учебного батальона. Известно, что батальон состоял из двух рот. Одна – на левом берегу Ламы в Ивановском, другая – на правом берегу на фабрике. 17 октября учебный батальон был переброшен в Осташево.

Второй командный пункт 316-й дивизии до 25 октября был в Рюховском. По этому поводу, к счастью, ни у кого нет сомнений.

Три дня

У краеведов чуть ли не нормой стало писать, что бои в районе Осташево начались 16 октября и шли три дня. И приводятся воспоминания участников или жителей. Суть в том, что в 1941 году был Осташевский район. И воспоминания записывались так: «Бои в Осташевском районе начались…» и т. д. Потом тексты редактировались – «в районе Осташево» и даже «у Осташево».

По официальной версии, первая атака немцев началась в 14.30 16 октября на Болычево (Осташевский район). В этот день все атаки были отбиты. 17 октября немцы прорвали оборону севернее Болычево, укрепились на плацдарме. То есть два дня бои шли довольно далеко от Осташево. Только 18 октября 150 немецких танков начали наступление на Игнатково, Осташево. Первые танки на берег Рузы вышли к 14.00. Бой за Осташево продолжался до вечера. В эти несколько часов вместились и мужественная оборона, и подвиг командира учебного батальона капитана Лысенко, с горсткой бойцов бросившегося в контратаку на танки.

Дубосекова темный разъезд

Подвиг 28 героев-панфиловцев в последнее время подвергается ревизии или отрицается. К ниспровержению героев подключились некоторые краеведы. Но вот что выяснилось – бой был.

16 ноября у разъезда Дубосеково бой приняли бойцы 4-й роты 1975-го полка. В чем же проблема? В списках. Как оказалось, количество бойцов иное – целая рота, то есть около 120 человек. Из них в живых остались 28 человек (с командиром роты – 29). Однако подвиг приписывается 28 погибшим и в их числе встречаются фамилии совсем не героев. Уже известно, что список для журналистов готовили Мухамедьяров и Гундилович. Накосячили. И не только они. Список получил одобрение в политуправлении…

Очевидная задача краеведов – восстановить историческую справедливость, установить имена всех героев и закрыть вопрос. Но нет! Идут в общем течении разоблачителей.

Дважды герои

316-я стрелковая дивизия, безусловно, дивизия героическая. Подвиги совершали солдаты, офицеры, но не меньший подвиг совершили комдив Панфилов и командующий 16-й армией Рокоссовский. Они сдали Волоколамск! Был приказ Сталина: «Любой ценой удержать Волоколамск!» Был приказ Жукова. Но Рокоссовский и Панфилов приказ не выполнили.

В штаб 16-й армии прибыла специальная комиссия штаба Западного фронта с целью расследовать причины сдачи Волоколамска. Одно из обвинений комиссии гласило: «Командир дивизии Панфилов и командующий 16-й армией Рокоссовский не смогли организовать уличные бои». Почему не организовали? В городе жители. Рокоссовский и Панфилов понимали, что в уличных боях погибли бы не столько здания, сколько горожане. Они дважды герои. Ослушались Сталина, не исполнили приказ Жукова. Спасли жителей Волоколамска.

 

???????@Mail.ru