27 октября, Вторник
 

Человек из оркестровой ямы

Более 1500 спектаклей отыграл артист оркестра Московского театра оперетты Алексей Истратов. В период, когда из-за коронавируса театральная жизнь в столице приостановилась, музыкант приехал к себе домой, в Волоколамск. Корреспондент «ВН» встретился с клавишником в его квартире на улице Заводской.

– Алексей, много лет ты живешь и работаешь в Москве и дома появляешься нечасто. Рад, что застал тебя в Волоколамске.
– Я тоже рад, что могу немного побыть дома. 26 февраля мы отыграли последний спектакль в этом сезоне, и нас распустили по домам из-за ситуации с коронавирусом. Надеюсь, что в сентябре все возобновится.

– Какая это была постановка и кто автор?
– Это мюзикл «Ромео против Джульетты». Музыка Аркадия Укупника, автор либретто – Карен Кавалерян. Сюжет – фантазия на тему, что было бы, если бы главные герои не погибли, а поженились. Действие происходит спустя 20 лет после событий, описанных в известной трагедии Шекспира. Джульетта родила дочь, которой уже 18 лет, а Ромео стал контрабандистом и завел любовницу. Премьера состоялась в июне прошлого года. Я играю в оркестре на синтезаторе, и уже прошло 12 спектаклей.

– А сколько всего спектаклей ты отыграл за свою жизнь в качестве музыканта?
– За 14 лет работы в театре оперетты я отыграл 1509 спектаклей, а всего, если учесть другие театральные проекты, 1570.

– Внушительное число! Давай мысленно перенесемся на несколько десятилетий назад, чтобы добраться до истоков твоего творческого успеха. С чего все начиналось?
– Все началось с Волоколамской детской музыкальной школы, где я проучился четыре года по классу скрипки. Затем поступил в школу при музыкальном училище, которое, в свою очередь, при Московской консерватории. Три года я учился там по классу фортепиано, а потом поступил в музучилище на отделение теории музыки с углубленным изучением фортепиано. Еще через четыре года меня приняли в консерваторию имени Чайковского, где я учился пять лет и в 2001 году получил диплом о высшем музыкальном образовании.

– Насколько я знаю, ты – единственный уроженец Волоколамска, окончивший консерваторию?
– Верно. А на последнем курсе я увлекся театром. Пошел с девушкой на мюзикл «Метро», и так он меня впечатлил, что я стал фанатом. Пересмотрел «Метро» много раз, познакомился с актерами, музыкантами. Однажды пианистка Татьяна Солнышкина предложила мне свое место, так как никто из ее друзей не мог разучить партию синтезатора. Ей порекомендовали меня, она позвонила и пригласила к себе. Дала прочесть с листа увертюру. Я справился, и тогда она вручила мне серьезную пачку нот на 10 дней для разучивания. Я согласился, после чего начались репетиции с оркестром. Так я стал театральным музыкантом.

– То есть ты стал играть в том самом мюзикле, который тебя так поразил?
– Да, так и получилось. Правила там строгие: нельзя было отклоняться от ритма, играть надо было четко, как по метроному. Никаких остановок, замедлений или ускорений, все строго по нотам. Если кто-то переходил на свой темп, автор музыки польский композитор Януш Стоклоса говорил: «Что ты играешь как пьяный?!» В итоге я отыграл 46 спектаклей, после чего принял участие во втором проекте того же автора.


– Какая постановка была следующей?
– Это был мюзикл «Иствикские ведьмы». Отыграл я там всего четыре спектакля как клавишник на замене, а в основном работал как концертмейстер на репетициях, помогал певцам разучивать их вокальные номера.

– Знаю, что твой театральный опыт не ограничивается лишь только театром оперетты.
– Я побывал на многих спектаклях в разных театрах Москвы и на гастрольных постановках. Чаще всего – в «Ленкоме». Все, что там выходило, я пересмотрел по 30 раз. В 2005 году пианист Дмитрий Кудрявцев повредил руку и попросил заменить его в трех спектаклях. Там были свои трудности: поскольку «Ленком» более драматургический театр, чем музыкальный, приходилось больше смотреть не в ноты, а на сцену, находясь в оркестровой яме. Буквально даже следить за игрой актеров, за их мизансценами, чтобы в нужный момент взять на синтезаторе аккорд или стукнуть в колотушку. Самое главное – я познакомился там со многими звездами – Олегом Янковским, Александром Збруевым, Инной Чуриковой, Николаем Караченцовым, Леонидом Броневым. Все они очень светлые люди и легкие в общении. Я собрал целую коллекцию автографов актеров, а в 2018 году и сам вступил в Союз театральных деятелей России.

– С какими знаменитыми музыкантами тебе довелось повстречаться?
– В 2004 году в Москву приезжал гитарист и автор многих хитов группы Queen Брайан Мэй. Он набирал состав музыкантов для своего нового проекта. Я прошел третий тур прослушивания и встретился с ним. Это незабываемо! У меня дома висел постер с его портретом, а тут я с ним вживую разговаривал. Общались через переводчика: я ему сказал, что переслушал все песни группы Queen и все его сольные альбомы, чему он очень удивился. Жаль, что у этого мюзикла по песням Queen сценическая жизнь оказалась недолгой – всего 30 спектаклей. Думаю, дело в сюжете, который оказался не про наши проблемы. На память об этом проекте у меня остались ноты с автографом Брайана Мэя.

– Не думал ли ты когда-нибудь создать свой собственный театрально-музыкальный проект? К примеру, сочинить или поставить оперу?
– Есть идея мюзикла с сюжетом из античной Греции. Я уже сочинил несколько номеров. В нашем театре оперетты, где я работаю, за последние 14 лет было уже два прецедента, когда мы ставили спектакли, созданные своими же артистами.

– Желаю тебе удачи в реализации своей идеи! Пусть сценическая жизнь будущего спектакля будет долгой!

???????@Mail.ru