26 сентября, Суббота
 

Советские автомобили и их зарубежные братья

В честь пятидесятилетия самой успешной машины отечественного производства – да, ровно пятьдесят лет назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101, знаменитая «копейка», – вспоминаем популярные модели советского происхождения.

ГАЗ-А

Первый массовый советский автомобиль – ГАЗ-А – появился на свет в 1932 году благодаря лицензии, купленной у Ford, и стараниям работников Горьковского автозавода. Практически сразу же после выпуска выяснилось, что кузов типа «фаэтон», скопированный у закончившей к тому моменту свое существование серии Ford Model A Standard Phaeton, не защищает от суровых российских погодных условий. И, несмотря на то, что американская сторона должна была оказывать, согласно договору, техническую поддержку проекту, помочь они толком не могли, поскольку открытыми кузовами уже несколько лет как не занимались. Так что «горьковцам» пришлось придумывать «теплый» кузов самостоятельно. В итоге ГАЗ-А (и его более комфортные модификации) все-таки стал массовым и даже был основным штабным автомобилем Красной армии 1930-х годов.

ГАЗ-М-1

«Эмку» тоже купили у Ford: документация на Ford Model B была куплена еще в 1929 году, но модель долго перерабатывали и в производство запустили только в 1936-м. Автомобиль получился существенно осовремененным по сравнению не только с предыдущей моделью, но и со своим прототипом, а по отдельным позициям превосходил и более позднюю продукцию Ford: например, архаичная подвеска на поперечной рессоре на легковые «Форды» ставилась до 1948 года включительно, а «эмка» сразу получила четыре продольные рессоры вместо двух поперечных и поршневые гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия вместо ротативных. В результате М-1 был лучше приспособлен к советским, не слишком хорошим дорожным условиям. Да, и литера «М» – в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод.

«Москвич-400»

Первый автомобиль, который можно было – о боже! – купить! Да, предыдущие использовали только для служебных целей, а также в качестве такси. Сошел этот новый житель столицы с конвейера Завода малолитражных автомобилей в 1946 году. Если присмотреться к нему внимательно (и даже не очень внимательно), становится понятно, что его ближайшим родственником являлся немецкий Opel Kadett K38. Относительно терпимая стоимость, изящный по тем временам дизайн и вполне удачная конструкция стали причиной успеха. Машина даже сумела войти в историю искусства, будучи упомянутой в стихотворении Самуила Маршака «Меры веса»:

Писательский вес по машинам

Они измеряли в беседе:

Гений – на ЗИМе длинном,

Просто талант – на «Победе»,

А кто не сумел достичь

В искусстве особых успехов,

Покупает машину «Москвич»

Или ходит пешком. Как Чехов.

ЗИС-110 (ЗИЛ)

Packard Super Eight, который был взят за основу новой машины представительского класса, на самом деле, кроме элементов внешнего дизайна, которые очень нравились руководству страны и лично товарищу Сталину, в реальный техдизайн не принес ничего. Консервативный американский автомобиль имел довольно архаичную конструкцию, тем более что перед советскими инженерами стояла задача сделать еще и бронированный вариант. Так что ведущий конструктор ЗИС-110 Андрей Островцев решился чуть отойти от «высочайшего заказа» и спроектировать для автомобиля собственный кузов – машина получилась более длинной, широкой и приземистой. В 1956 году ЗИС получил имя Лихачева, и модель далее выпускалась как ЗИЛ.

ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966

Милые, славные, трудолюбивые «Запорожцы» появились на улицах советских городов благодаря итальянскому Fiat 600 и немецкому NSU Prinz IV. Во второй половине пятидесятых годов спрос на дешевые автомобили в стране сильно вырос, а значит, нужна была недорогая малолитражка. От итальянца первая модель получила общую компоновку и конструкцию несущей системы кузова. Самым заметным отличием были «горб» моторного отсека и большое заднее стекло. Первая модель имела как успех, так и заслуженную критику – комфорта было маловато, багажник не вмещал почти ничего, а двигатель слишком легко перегревался, поэтому на запорожском заводе сразу приступили к работе над новым вариантом. Первый прототип был готов к 1961 году и имел довольно необычную внешность, однако в тираж вошел вариант, практически ничем не отличавшийся от немецкой малолитражки NSU Prinz. Откроем секрет, немецкие дизайнеры на самом деле скопировали свою машину с американского Chevrolet Corvair, так что, если у вас до сих пор есть «Запорожец», считайте, что ездите на почти американском автомобиле.

ГАЗ-13 («Чайка»)

В конце 50-х годов прошлого века дизайнер ГАЗа Лев Еремеев предложил проект современного и оригинального автомобиля, созданный под явным влиянием новейших американских моделей – кабриолета Packard Caribbean и седана Packard Patrician. Оба автомобиля до этого купили и разобрали в соответствующем институте. Впрочем, и в этом случае в дизайн были внесены скорее внешние детали «детройтского стиля», технически же «Чайка» была довольно новой машиной и даже прогрессивной для своего времени благодаря облегченной Х-образной раме, полностью алюминиевому двигателю, 3-ступенчатой трансмиссии и так далее.

ГАЗ-21 («Волга»)

В ходе разработки изучали Ford Mainline, Ford Mercury Monterey, Chevrolet 210, Plymouth Savoy, Kaiser Henry J, Standard Vanguard и Opel Kapitän. Все они использовались не как основа, а как сравнительные экспонаты, поскольку большей частью поступили в конструкторское бюро уже в середине разработок, а некоторые – на стадии испытаний первой модели М-21. Часть деталей, впрочем, все-таки позаимствовали: у обоих «Фордов» взяли дизайн салона с приборной доской и коробку передач на основе американской трансмиссии. Забавный факт: в 1959 году пекинский автозавод выпустил машину Dongfanghong («Красный восток»), полностью копировавшую ГАЗ-21.

«Москвич-2141»

Если до начала 80-х годов на АЗЛК и поглядывали на западный автопром, то, по крайней мере, это делали ради деталей. С «2141» все вышло иначе, разработчикам было приказано, без переговоров, просто скопировать франко-американскую Simca-Chrysler вплоть до состава железа. Поэтому они действительно не отличаются ничем, кроме наличия устаревшего к тому моменту двигателя УЗАМ и дешевых материалов. Работники АЗЛК до сих пор, надо сказать, питают искреннюю ненависть к тем, кто заставил их заниматься тупой работой «под копирку».

ВАЗ-2101 («Жигули»)

«Копейке» досталась более приятная история: модель была официально куплена благодаря контракту, заключенному между FIAT и советским Внешторгом. Все официально, все легально и красиво: на волжском автозаводе итальянцы обучали персонал в течение года. Что до схожести, то машины – ВАЗ-2101 и FIAT 124 – все-таки слегка отличались. Для российского аналога пришлось создавать новые тормоза, карданную передачу, сцепление и синхронизаторы в КПП – все доработки, с учетом советских дорожных условий, были внесены в конструкцию итальянцами. Машина оказалась в итоге крайне востребованной как для обычной жизни, так и для милиции и спортивных соревнований.

???????@Mail.ru