25 октября, Воскресенье
 

Не дотянули до Берлина

Конечно, сегодня это кажется невероятным, но более ста лет назад существовали реальные планы наладить прямое железнодорожное сообщение между Волоколамском и Берлином. Для этого в 1914 году начали строить новую линию, однако помешала Первая мировая война. До наших дней от нереализованного проекта дожили только насыпи и несколько каменных мостов, которые в дебрях лесов отыскала «ВН»

Большие надежды

Старожилы деревни Курьяново и близлежащих населенных пунктов помнят многое. До войны, во времена их раннего детства, функционировала в этих краях узкоколейка. Она проходила от станции Благовещенское до села Бухолово и использовалась в хозяйственных целях. По ней возили в Москву песок, гравий и бревна. Рассказывают, что изначально железная дорога строилась под однопутную широкую колею и должна была соединить Волоколамск не только с Ригой, но и с Витебском, а далее – с Варшавой и Берлином.

Маршрут предполагалось проложить к югу от существующей дороги на Ригу, через деревню Шебаново, ныне исчезнувшую деревню Горки и село Бухолово. Скорее всего, потом дорога протянулась бы через шаховские деревни Дубровино и Сутоки, а затем прошлась бы по Смоленщине, через города Сычевка, Белый и Велиж, выходя прямо к Витебску.

За несколько месяцев весны и лета 1914 года участок железной дороги Волоколамск – Витебск был почти построен. До Первой мировой войны успели сделать насыпь и соорудить множество каменных и деревянных мостов. Песок и камни для строительства дороги возили из ближайших карьеров на телегах, запряженных лошадьми.

К сожалению, из-за военных действий 1914 года реализация проекта застопорилась и возобновилась в 1918 году, но значение будущей трассы уже переосмыслили. Вместо широкой колеи проложили узкоколейку и по рельсам пустили не пассажирские, а товарные поезда. В итоге, составы с небольшим количеством вагонов перевозили в Москву стройматериалы со смоленских лесопилок.

Дорога для политзаключенных

– Этот участок недостроенной железной дороги использовался вплоть до Великой Отечественной войны, – комментирует директор Шаховского историко-краеведческого музея Татьяна Яйцова. – В 1920-х годах по узкоколейке вывозили древесину с лесозаготовок. В августе 1930 года у деревни Ивановское были основаны два советских концлагеря. На левом берегу реки Рузы – Репище, на правом – Охра. Это были филиалы Дмитлага. Сюда свозили политзаключенных, которые работали в карьере, добывая песок и гравий для строительства канала имени Москвы. До начала 1970-х годов еще сохранялись на насыпи рельсы и шпалы, а в лесу даже стоял проржавевший насквозь паровоз. Сейчас ни рельсов, ни паровоза уже нет, а по насыпи частично проложена автодорога до деревни Игнатково.

Заручившись поддержкой старожилов, корреспондент «ВН отправился на поиски заброшенной инфраструктуры. В итоге оказалось, что некоторые объекты бывшей железной дороги бесследно исчезли, а другие существуют до сих пор.

Мост украли дачники

Проводником в поездку вызвался Валерий Трубкин. Он с 1983 по 1987 год был председателем колхоза «Ударник» в деревне Курьяново.

– Почти сорок лет назад я своими ногами исходил здесь все окрестности, – говорит ветеран. – Площадь колхозной территории тогда составляла около 1800 гектаров, и эти поля прямой линией перерезала старая железнодорожная насыпь. На ней не было ни шпал, ни рельсов, вместо них росла трава  Колхозники косили ее на корм скоту. Раньше насыпь просматривалась с дороги, а сейчас деревья вымахали по пять с лишним метров и весь обзор загородили.
Недалеко от станции Благовещенское, откуда ответвлялась заброшенная дорога, через реку Вельгу стоял каменный мост. На нем была железнодорожная эмблема в виде скрещенных молотка и разводного ключа и дата «1914». Едем туда. За перекрестком, где установлены дорожные указатели к СНТ «Стрелец» и «Земляне», Валерий Трубкин останавливает свой автомобиль и далее ведет пешком по грунтовке.

Справа возвышается старая железнодорожная насыпь высотой два метра. На ней за полвека выросли настоящие непролазные джунгли из деревьев и кустарников. Далее грунтовка спускается вниз к Вельге. Кстати, каменного моста, к удивлению Валерия Трубкина, здесь уже нет. Проходящие мимо путники пояснили, что сооружение давно разобрали дачники. Огромные гранитные камни лежат теперь на чьих-то участках.

Крепкая кладка

Дальше едем к Федлово – последней деревне, за которой начинается городской округ Шаховская.
– Вот тут справа, – показывает рукой Трубкин, – заброшенный песчаный карьер с хорошим гравием. Он как раз рядом со старой насыпью. Оттуда долгое время возили песок и камни для строительства. Теперь, как видно, дороги туда уже нет, все лесом заросло.
Чуть дальше с правой стороны – пустошь, где раньше была деревня Бели, она же – Горки. Через речку Костомку там также был выстроен каменный мост. Насыпь тянется на запад, к селу Бухолово. Это сооружение пятиметровой высоты и два моста обнаружили не сразу. Пришлось покружить по селу и даже опросить местных мальчишек. Они-то подробно объяснили, как проехать, где остановиться и куда идти дальше.

Первый мост оказался капитальным сооружением из больших гранитных камней величиной с голову. Ширина – более 20 метров, а высота от уровня воды до верхней точки – около трех метров.

– Его давно хотели разобрать, но камни так крепко держатся, что разбить их невозможно, – говорит встреченный по пути тракторист Александр Недосейкин.
Второй бухоловский мост нашелся быстрее. Пожилой житель дома №67 указал, где он находится. Как оказалось, в 50 метрах от угла здания. Этот мост тоже состоит из гранитных камней и бетона, но меньшей ширины.

Не сбылось

Все найденные объекты железной дороги по пояс заросли травой и высокими деревьями. Планам связать Волоколамск с Берлином помешала война.

В 1942 году, когда вся Московская область была освобождена от фашистской оккупации. Сталин принял решение о продолжении строительства железной дороги Волоколамск – Витебск с широкой колеей. В «Атласе железных дорог и водных путей СССР» 1943 года эта линия обозначена как строящаяся. Однако контрнаступление войск Красной армии на этом рубеже сильно замедлилось, приоритеты изменились. В результате проект так и не был осуществлен.

???????@Mail.ru