26 октября, Понедельник

Космическая одиссея

2018 год стал удачным годом для науки, особенно для астрономии и космической техники. Исследователи космоса сделали много открытий, некоторые из которых привлекли внимание ученых всего мира. Несомненно, самым ярким событием стала удачная посадка китайского исследовательского аппарата на обратную сторону Луны. Однако помимо этого достижения было и еще множество других. Порой они оставались не замеченными широкой публикой, но были не менее значимы. В числе таких – криовулканы и обнаружение лунного льда

Небесная карта

В апреле 2018 года Европейское космическое агентство (ESA) подготовило самую большую карту звездного неба из когда-либо созданных. Карта представляет собой трехмерную реконструкцию неба, видимого с Земли. Создана она благодаря данным, полученным с помощью космического зонда Gaia (в русской транскрипции «Гайя»). «Гайя» – космический телескоп. Он был выведен на орбиту 19 декабря 2013 года. Телескоп работает в оптическом диапазоне на орбите, расположенной в двух миллионах километрах от Земли.

Миссия Gaia – каждые два месяца фотографировать небо. Для этого у него есть два телескопа и камера с разрешением матрицы в миллиард пикселей.

Звездная карта ESA содержит данные о яркости и положении 1,7 миллиарда звезд. Изображение показывает также расположение полумиллиона других галактик, а также 14 тысяч астероидов в нашей Солнечной системе. То есть карта в 700 миллионов раз больше, чем ее предварительная версия 2016 года. Вся эта информация доступна широкой публике.

Водяной лед Луны

Долгое время ученые говорили о существовании льда на Луне, но доказательства никогда не были убедительными. Например, на лунном южном полюсе были признаки льда, но эти наблюдения можно было объяснить другими явлениями, помимо присутствия воды.
Все точки над «i» были расставлены 20 августа. НАСА впервые официально подтвердило существование водяного льда на обоих полюсах Луны.

Доказательство было получено в результате наблюдений, проведенных картографом Moon Mineralogy Mapper прибором, размещенным на индийском космическом корабле. Данные говорят о наличии значительного количества льда, который находится на дне нескольких кратеров. Лед также обнаружен в небольших количествах и на северном полюсе. В районе экватора температура поверхности Луны днем достигает +100 градусов по Цельсию, что делает невозможным присутствие жидкой воды. А вот температура на полярных кратерах держится в районе -157 градусов по Цельсию, что позволяет жидкости оставаться замороженной в течение длительного времени. Это великое открытие может снова стимулировать попытки вернуться на Луну. Ведь воду можно отфильтровать и использовать для потребления космонавтами. Она также может быть разделена на водород и кислород, чтобы обеспечить людей воздухом, или применяться как ракетное топливо. Этот последний вариант позволил бы использовать Луну в качестве остановки для дозаправки космических аппаратов при перелетах в более отдаленные места.

Криовулканы Цереры

Мы привыкли видеть вулканы, которые извергают огонь и расплавленную лаву. Однако вулканы в других мирах могут извергать совершенно противоположную субстанцию – лед. Такие вулканы называются криовулканами, и выделяют они замороженное минеральное вещество, прозванное криолавой.

В 2015 году космический зонд Dawn начал вращаться вокруг карликовой планеты Церера в поясе астероидов, одновременно делая многочисленные фотографии. И вот в сентябре 2018 года исследователи опубликовали отчет о том, что на поверхности Цереры находятся 22 криовулкана. До этого Церера считалась мертвой планетой. Как именно работают эти криовулканы – вопрос, который еще предстоит решить. На Земле они действуют из-за внутреннего тепла планеты, но Церера не обладает такой энергией.

Пока что состав криолавы Цереры остается неопределенным. Известно, что криовулканы на других планетах выделяют жидкий азот и метан. Открытие криовулканов чрезвычайно важно, потому что оно доказывает, что Церера все еще геологически активна.

Озеро Воды на Марсе

В течение десятилетий ученые спорили о возможности существования больших водоемов на Марсе. Из-за экстремальных условий на Красной планете (-62 градуса по Цельсию) научное сообщество сосредоточилось на поиске подземных залежей воды. Однако в июле 2018 года ученые из Европейского космического агентства впервые обнаружили большой объем жидкости под поверхностью Марса. Используя радиолокационный прибор с орбитального зонда Mars Express, команда нашла озера размером 20 километров у южного полюса. Слой воды – не менее метра. Это озеро похоронено под полуторакилометровым слоем льда.

Ядерная паста Вселенной

Графен в 200 раз прочнее стали. Между тем вещество под названием карбин в два раза прочнее графена, и считается самым крепким материалом на Земле. Но какой самый прочный материал во Вселенной? В июле 2018 года ученые открыли такой и назвали его «ядерная паста».

Ядерная паста – это вещество, которое составляет ядро нейтронной звезды. Карбин по сравнению с ядерной пастой – обычная мастика... Откуда появляется ядерная паста? Когда какая-либо звезда взрывается в сверхновую и становится нейтронной звездой, ее ядро накапливает массу нескольких солнц, при этом имея диаметр несколько километров. Такое ядро имеет невероятную плотность и прочность. С помощью компьютерного моделирования ученые из нескольких институтов США изучили крепость ядерной пасты. В результате выяснилось, что ядерная паста в 10 миллиардов раз прочнее стали. И в настоящее время ядерная паста является самым прочным материалом во Вселенной.

???????@Mail.ru