2 декабря, Среда
 

Гонки на выживание

Многочасовые или, как их еще называют, долгие гонки всегда были испытанием не столько на скорость (хотя ее отсутствием они тоже не страдали), сколько на выносливость. Это легко привлекало к таким гонкам автопроизводителей – как еще можно продемонстрировать широкой публике, что их машины не только самые быстрые, но еще и самые надежные?

История

Главным стартом истории endurance racing – гонок на выносливость – стало первое соревнование «24 часа Ле-Мана». Она состоялась в 1923 году. С тех пор гонка длиной в сутки каждый год проходит на 13-километровом кольце Сартр во Франции. Автодром, на самом деле, является лишь маленьким кусочком трассы, которая проходит, в основном, по перекрытым на сутки дорогам общего пользования. Самая известная часть большого Ле-Мана – это почти шестикилометровый отрезок шоссе Route Nationale 138, ведущий к деревушке Мульсан. На этой прямой спортивные прототипы разгонялись до огромных скоростей с рекордом в 406 км/ч. Однако сейчас из соображений безопасности этот отрезок разбит на два участка с поворотами, которые заставляют гонщиков сбрасывать скорость, так что рекордов пока не ждем.

Старт

До 1962 года машины стартовали в формате, который стали сразу называть «ле-мановским»: автомобили выстраивали рядом со стеной, гонщики располагались на противоположной стороне трека. После отмашки французским флагом пилоты должны были добежать до своей машины, сесть, пристегнуться и стартовать. Конечно же, добрая половина пилотов для сокращения времени не пристегивалась – и травмировалась или даже погибала в гонке. В 1969 году великий бельгийский гонщик Жаки Икс, вице-чемпион Формулы 1 и шестикратный победитель «24 часов Ле-Мана», выступавший за безопасность в гонках, на старте устроил специальное шоу: он не побежал к машине, а прошел медленно, сел за руль, тщательно пристегнул ремень безопасности и только после этого тронулся с места.

На первом же круге той гонки в аварии погиб Джон Вулфи, а Жаки Икс финишировал первым. С этого момента старт начали проводить по привычным нам уже правилам, гонщики сидели в машине, а стартовые номера получали по результатам квалификации. Старт гонки в наши дни объявляют в 15.00, финиш – на следующий день, тоже в 15.00, и за это время машины проходят более 5 тысяч километров, что превышает дистанцию гонки «500 миль Индианаполиса» в 6 раз, а обычный Гран При Формулы 1 – в 18!

Длинные гонки

После появления быстро ставших популярными гонок в Ле-Мане, по всему миру начали стартовать аналогичные 24-часовые соревнования – на трассе Спа-Франкоршам (в Бельгии с 1924 года) Дайтона (в американской Флориде с 1962 года), Нюрбургринг (в Германии с 1970 года) и других. Кроме того, в последнее десятилетие была запущена чемпионская серия под руководством международной автомобильной федерации, которая проходит по правилам гонки в Ле-Мане и состоит из нескольких этапов. Стоит также хотя бы раз в жизни увидеть гонки Le Mans Classic – соревнования ретро-автомобилей, который когда-то выступали в Ле-Мане, версию гонки для мотоциклов, которая проводится на укороченной версии трассы Ле-Ман под названием Bugatti, картинг-гонку (24 Heures Karting) и гонку грузовиков (24 Heures Camions).

Аварии и трагедии

Сумасшедшие скорости, огромное напряжение и нагрузка на технику и на людей – все это создает, естественно, возможности для ошибок и поломок. Поэтому аварии в Ле-Мане – дело привычное. Из последних можно вспомнить «полет» спортпрототипа Марка Уэббера в 1999 году. Столкновение Toyota под управлением Энтони Дэвидсона. Ferrari Пьерджузеппе Перрацини в 2012 году и трагическую гибель датчанина Алана Симонсена, разбившего свой Aston Martin о барьеры в 2013 году.

Самой же страшной трагедией в Ле-Мане и в автоспорте в целом до сих пор считают аварию Пьера Левега в 1955 году. На 35 круге гонки в боксы зазвали Майкла Хоторна. Он выступал на Jaguar, и британец резко свернул в сторону питлейн. Левег из-за поднявшейся пыли не смог этот момент вовремя разглядеть и качественно оттормозиться (на его Mercedes-Benz 300 SLR стояли барабанные тормоза). В итоге, машина Левега взлетела в воздух. Разлетелась на куски от удара об земляную насыпь. Обломки посыпались на зрителей. А взорвавший бак спровоцировал пожар, который долго не поддавался тушению. В тот день в Ле-Мане, помимо пилота, погибли еще 82 человека, и 120 получили ранения различной тяжести. Заводская команда Mercedes-Benz отказалась завершать гонку и вообще покинула автоспорт на многие десятилетия. А во Франции, Германии, Испании и Швейцарии вообще запретили автогонки до полного пересмотра требований по безопасности.

Тройная корона

Гонка «24 часа Ле-Мана» является частью неформальной «Тройной короны автоспорта». Завоевать которую можно только при условии победы в трех гонках – Ле-Ман, Гран При Монако в Формуле 1 и 500 миль Индианаполиса. До сих пор подобного достижения добился только один гонщик – Грэм Хилл. Он чемпион мира Ф1 и отец еще одного чемпиона Формулы 1, Дэймона Хилла. Из современных пилотов двое добились побед в двух из указанных гонок. Хуан-Пабло Монтойя выигрывал в Монако и побеждал в Инди 500. Фернандо Алонсо побеждал в Ле-Мане и в Монако.

Многократные победители

Больше всех побед в гонках в Ле-Мане одержал датский пилот Том Кристенсен. Который в Ле-Ман попал практически случайно. Он заменил в последний момент травмированного коллегу. Кристенсен выиграл первый же свой старт во Франции. С тех пор завоевал еще 8 побед и прозвище – «Мистер Ле-Ман».

Среди производителей по числу побед в Ле-Мане лидирует Porsche c 19 победами (на втором месте Audi). Это позволило немецкому концерну создать крайне забавную (и наглую) рекламу. В ней были перечислены все их победы и одна не их. Наглым был, собственно, слоган: «Никто не совершенен».

???????@Mail.ru