1 марта, Понедельник
 

Самая зацелованная

Никто не знает, как ее звали. Никому не известны ее возраст и происхождение. Осталась тайной и история ее жизни. Никто не ответил на вопросы, что привело эту девушку в Париж и как она очутилась в Сене. Ее безжизненное тело извлекли из мутных вод в конце XIX века. Однако ее смерть дала начало новой удивительной истории. Истории о том, как утонувшая девушка стала «самой целованной в мире»

Загадочная смерть

Конец XIX века. В центре Парижа из воды достают тело утонувшей девушки. В полицейском протоколе ее записали как L'Inconnue de la Seine – «неизвестная девушка из Сены».
По оценкам, «неизвестной из Сены» было около 16 лет, когда она умерла. Полицейских поразило ее безмятежное лицо, и они предположили, что она покончила жизнь самоубийством. К тому же на ее теле не было найдено никаких следов насилия.

После того как утопленницу вытащили из Сены, ее перевезли в морг Парижа. А там выставили на всеобщее обозрение вместе с телами других неизвестных погибших с целью опознания. Этот ужасный парад безымянных трупов в свое время был популярным развлечением. По словам современников, «в Париже не было ни одного окна, которое привлекало бы больше зрителей, чем это». Однако, несмотря на множество зевак, «неизвестную из Сены» никто не узнал…
Но она не осталась незамеченной – безмятежный вид мертвой красавицы привлекал внимание. Один из служителей морга был настолько потрясен видом девушки, что приказал сделать гипсовую посмертную маску с ее лица.

Маска, ставшая хитом

Вскоре с посмертной маски «неизвестной из Сены» было сделано несколько факсимильных копий. Их стали продавать в сувенирных магазинах Парижа, затем Германии и остальной Европы. Завораживающая маска этой неизвестной мертвой девушки, которую философ и писатель Альбер Камю описал как «утонувшую Мону Лизу», стала желанной культурной иконой.
Лицо «неизвестной из Сены» было музой для многих художников, романистов и поэтов. В какой-то момент она превратилась в своего рода кич для писателей начала XX века, которые придумали бесчисленные драматические истории про убитую горем красавицу.

Эротический идеал

На протяжении многих лет Рильке, Луи Арагон, Ман Рэй и Владимир Набоков последовательно попадали под чары «неизвестной». Джон Гото, художник из Оксфорда, создал историю о том, что девушкой была венгерская актриса по имени Эва Ласло, которую убил ее любовник. Писатель Ричард ла Желиен в своем романе 1899 года «Поклонник образа» изобразил ее как «злобную силу, которая завораживает и в конечном итоге уничтожает молодого поэта». Другие рассказывали о молодой женщине, соблазненной и брошенной богатым любовником. В результате девушка покончила с собой, когда узнала, что забеременела. Один критик назвал ее «эротическим идеалом того времени». А еще эстетическим шаблоном для «целого поколения европейских девушек, которые копировали ее образ».

Сюрреалистическое продолжение

Эта странная история получила сюрреалистическое продолжение через десятки лет. Того человека звали Асмунд Лаердаль, и он был производителем игрушек из Норвегии. Его компания в начале 1940-х годов печатала детские книги и календари, а затем перешла к производству игрушек из дерева. После войны Лаердаль стал экспериментировать с новым видом материала, который только начал массово производиться, – пластиком.

В 1956 году к Лаердалю обратилась группа анестезиологов и попросила изготовить куклу для демонстрации недавно разработанной ими техники сердечно-легочной реанимации. Если говорить иначе, то им был нужен манекен для обучения студентов искусственному дыханию. Так Лаердаль приступил к своему историческому проекту – созданию манекена, который люди могли бы использовать для отработки техник спасения жизни.

60 лет жизни из уст в уста

Для производителя игрушек создать реалистичный и функциональный манекен было непросто. Нужно было достоверно продемонстрировать физические сложности сердечно-легочной реанимации. Однако, помимо технических проблем, возник и вопрос о том, какое лицо дать этой гигантской кукле.

Тогда-то Лаердаль и вспомнил странную загадочную полуулыбку – маску безмятежности, которую он видел висящей на стене в доме своих родственников, – маску «неизвестной из Сены». Так новый манекен получил «старое» лицо. Кукла, сделанная из мягкого пластика, имела грудь, чтобы ученики могли практиковать сжатие грудной клетки, и приоткрытые губы, чтобы было легче выполнять реанимацию рот в рот. Лаердаль считал, что манекен должен быть именно женским. Мужчины в 1960-х не хотели бы практиковаться с губами мужской куклы.
Манекен назвали Спасительница Энн (Resusci Anne). В США он стал известен как Энни. Это был первый и самый успешный «симулятор пациента» в истории, который помог сотням миллионов людей. Именно поэтому Спасительницу Энн часто называют самым целованным лицом в истории.

– Значение этого манекена было огромным, – говорит специалист по детской интенсивной терапии Марино Феста из детской больницы Вестмид (Сидней). – Такое лицо повышало реалистичность тренировки по реанимации, делало занятие более интенсивным и напряженным, а в результате более запоминающимся, что помогало вспомнить технику в сложный момент.
С помощью легочной реанимации за 60 лет было спасено два миллиона жизней. Эти люди выжили во многом благодаря девушке, погибшей задолго до того, как появилась техника, которая могла бы спасти и ее саму. Вот такая ирония судьбы.

Реклама на сайте
???????@Mail.ru