19 апреля, Понедельник
 

Огонь по своим

Непреднамеренный огонь по своим во время боя – такие факты регистрировались на протяжении веков. Порой такие ошибки меняли ход истории. Бывали и случаи, когда военные и политические лидеры пытались скрыть от общественности подобную информацию. Немногие знают, что одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны произошло между американцами и русскими, которые были союзниками

Трагедия Ватерлоо

Во время кампании Ватерлоо 1815 года армия под командованием герцога Веллингтона состояла из британцев лишь на треть. Остальные подразделения прибыли из Германии, Австралии, Багамских Островов и Нидерландов. В результате получилась смесь обмундирования, полковых флагов и языков. Многие подразделения Веллингтона походили больше на французские войска, а не на британские.

16 июня передовые части армии Веллингтона противостояли французам в районе Катр-Бра в Бельгии. В бой были бросили в основном войска союзных армий. Голландская 3-я бригада легкой кавалерии, по форме очень похожая на французских солдат, атаковала наполеоновские позиции в середине дня. Кавалеристы должны были позволить потрепанной пехоте Веллингтона перестроиться и стабилизировать позиции. И задание выполнили. По завершении миссии кавалеристы вернулись на свои позиции, но тут их встретил шквальный огонь… Отряд шотландских горцев сбился с толку голландской униформой и непонятным языком. 3-я бригада понесла невосполнимые потери, нанесенные как французскими, так и шотландскими войсками. Участия в боевой кампании кавалеристы больше не принимали по причине того, что их почти не осталось…

Британец против британца

В ходе Первой мировой войны были зарегистрированы сотни фактов случайных нападений на своих. В числе прочих был «бой» британского эсминца и британской подводной лодки.
Эсминец «Пэсли» (HMS Pasley) поступил на вооружение Королевского флота Британии летом 1916 года. В его обязанности входило противолодочное патрулирование и сопровождение конвоев в Норвегию и Францию. В сентябре 1916 года «Пэсли» сопровождал конвой к северу от Бергена (Норвегия). Стояла ненастная погода, и видимость была сильно ограниченной. И вдруг дозорные «Пэсли» неожиданно сообщили о двигающихся в сторону корабля двух торпедах. Одна вскоре ударилась в борт, но не взорвалась. Вторая прошла мимо.

«Пэсли» тут же обнаружил подводную лодку. На полной скорости эсминец протаранил субмарину и рассек ее пополам. Половинки мгновенно затонули.

Экипаж провел поиск выживших. На борт был поднят только один человек, от которого капитан Чарльз Гордон Рэмси узнал, что подводная лодка, потопленная его кораблем, была британской… Субмарина G-9 ошибочно приняла невысокий профиль британского эсминца за немецкую подводную лодку.

Суд по делу полностью оправдал капитана Рэмси. В конце концов он дослужился до должности морского помощника короля Георга VI. Командир подводной лодки лейтенант-командир Байрон Кэри был посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги». 29 членов экипажа G-9 были официально зарегистрированы как погибшие в результате случайного столкновения.
G-9 была лишь одной из по меньшей мере шести британских подводных лодок, погибших от «дружественного огня» во время Первой мировой войны.

За месяц до победы

Аналогичный случай произошел менее чем за месяц до окончания Первой мировой войны. Британский корабль-ловушка «Кимрик» (Q Ship Cymric) потопил британскую же подводную лодку. Корабли-ловушки имели скрытое мощное вооружение, но внешне выглядели как торговые суда. Их использовали для провоцирования немецких подводных лодок на всплытие и атаку с поверхности. Это давало кораблю-ловушке шанс уничтожить подлодку ответным огнем.
В октябре 1918 года переделанная парусная шхуна «Кимрик» заметила на поверхности моря «немецкую» подводную лодку с маркировкой U-6 на рубке. Капитан корабля «Кимрик» приказал экипажу открыть огонь по субмарине. Подводное судно попыталось скрыться, но нанесенные повреждения не позволили лодке погрузиться. Капитан «Кимрика» приказал добить врага. В результате обстрела лодка затонула. Пятнадцать подводников погибли. От выживших капитан корабля узнал, что те – не немцы.

Дозорный корабля-ловушки решил, что увидел на боевой рубке подводной лодки немецкую маркировку U-6. На самом же деле на рубке британской подводной лодки было написано J-6. Ситуацию усугубило и то, что от первоначального выстрела с корабля погиб сигнальщик, посланный на мостик для связи с «Кимриком».

Следственный суд не принял никаких мер против капитана корабля и приказал засекретить всю историю в соответствии с законом о государственной тайне. Гибель J-6 была официально описана в британских отчетах как авария. Любой из членов экипажа «Кимрика», обсуждавший потерю субмарины, подлежал судебному преследованию. Только в 1969 году, более чем пятьдесят лет спустя, британское правительство опубликовало правдивую историю инцидента.

Сбитый главнокомандующий

Всемирно известный пионер авиации Итало Бальбо был важным членом фашистской партии Италии в 1920—1930-х годах. В Риме Бальбо приобрел такую известность, что Муссолини был вынужден назначить его генерал-губернатором Ливии, чтобы вывести своего потенциального соперника из столицы.

10 июня 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии, объявив войну Франции. Бальбо стал главнокомандующим итальянской армии в Северной Африке.
В середине июля Бальбо планировал начать итальянское вторжение в Египет. В конце июня он решил совершить поездку по передовым военным базам и вылетел в Тобрук, который тогда удерживали итальянцы. Незадолго до этого британские самолеты бомбили аэродром Тобрука, и итальянские артиллеристы еще находились у зениток.

Когда самолет главнокомандующего приблизился к аэродрому, итальянцы открыли огонь, подумав, что началась очередная атака британцев. Самолет загорелся, и все, кто находился на борту, погибли. Позже пошли слухи, в которых утверждалось, что Муссолини сам заказал убийство Бальбо, однако они были полностью опровергнуты. Самолет сбили совершенно случайно.

Воздушный бой союзников

В 1944 году ошибка американского штурмана привела к полномасштабному воздушному бою между американскими и советскими самолетами. В начале ноября 1944 года советские войска вошли в Сербию. 7 ноября 1944 года американские истребители-бомбардировщики P-38 Lightning заметили длинную колонну военной техники, выезжающую из города Ниш в направлении Белграда. Штурман головного самолета решил, что машины представляют собой немецкую колонну, отступающую от Советской армии. Американцы атаковали «противника». Однако внизу двигались советские наступающие подразделения, а не отступающие немцы.
Подразделения под командованием генерал-лейтенанта Григория Котова понесли тяжелые потери, пострадал и сам командир корпуса. Полагая, что атакующие с неба американцы были немцами, советские войска попросили поддержку с воздуха.

В зону боя были отправлены советские истребители Як-3 и Як-9. Над городом Ниш развернулся воздушный бой между самолетами союзников. В пылу боя советские летчики тоже не признали американские самолеты, ведь участвовавшие в столкновении истребители Lockheed P-38 были очень похожи на немецкие самолеты «Фокке-Вульф FW-189».

Наблюдавшие за воздушным боем сербские партизаны уверяли, что в бою были сбиты семь самолетов Lockheed P-38 и три Яка. Американцы немедленно предприняли шаги, чтобы сохранить инцидент в тайне. Разъяренный Сталин получил личные извинения от Франклина Рузвельта. Также извинился перед Сталиным начальник штаба США Джордж Маршалл. Официально Советский Союз признал потерю 68 военных и трех самолетов. Данные об американских потерях расходятся.

Сверху вниз и снизу вверх

Не раз и не два военные вели огонь по своим в ходе Вьетнамской войны. В 1966 году береговая охрана США пострадала от атаки своих же самолетов. Эскадрилья ВВС США атаковала катер охраны Point Welcome. В результате нападения погибли два военнослужащих. Официальное расследование рекомендовало не применять дисциплинарные меры в отношении персонала ВВС и попыталось скрыть инцидент от общественности.

В 1968 году корабли ВМС США вновь были атакованы самолетами ВВС США. Один из кораблей – тяжелый крейсер «Бостон» – и несколько эсминцев были поражены американскими ракетами. Произошедшее было засекречено. До сих пор непонятны причины атаки. «Бостон» был не похожим ни на что, что мог позволить себе Северный Вьетнам.

Допускали подобные ошибки и северовьетнамцы. Так, во время войны произошло несколько случаев, когда северовьетнамские зенитные батареи открывали огонь по советским самолетам МиГ. С учетом того, что советские летчики сражались на стороне Хо Ши Мина, им это радости не доставляло.

СХ
???????@Mail.ru