20 апреля, Вторник
 

Образование до революции: мифы и реальность

Когда нам начинают рассказывать о высокой духовности в России, мы обычно киваем и поддакиваем. Но когда нам говорят о том, что в царской России было всеобщее обязательное бесплатное образование, приходится не только хвататься за голову, но и демонстрировать исторические факты. Рассказываем, как было на самом деле.

Образование при Петре I (конец XVII – начало XVIII века)

Первую попытку образовать малограмотное население предпринял еще Петр I. Он известен своей заботой о том, чтобы «ума было поболе». По приказу царя, для детей всех сословий в монастырях, где уже работали школы духовные, были открыты начальные школы. А также дополнительно – «цифирные» школы для обучения арифметике. Популярность мера не снискала, монастыри были не в восторге от необходимости бесплатно кого-то обучать. А родители детей злились на бесполезную трату времени. Ведь их «детка» могла вполне его потратить на изучение ремесла родителей. Арифметика, в итоге, переехала в армейские школы, для детей офицеров. Речь, кстати, исключительно о мальчиках – про девочек и не вспоминали.

При Петре успели открыть школу математических и навигационных наук или школу Пушкарского приказа. Фактически инженерное училище, поскольку России явно в тот момент нужны были инженеры, причем военные. Обучали там математическим, навигационным и инженерным наукам, включая чтение, письмо, арифметику, геометрию, тригонометрию, немецкий язык и математику. В школу велено было принимать «сыновей дворянских, дьячих, подьячих, из домов дворянских и других чинов» от 12 до 17 лет. Но впоследствии принимались и 20-летние.

В 1721 году при военных частях были созданы гарнизонные школы – прообразы кадетских корпусов. Обучали там с 7 лет солдатских детей грамоте, строевой подготовке, артиллерии и инженерному делу. В 15 лет выпускников зачисляли в армию.

Образование при Екатерине II (XVIII век)

В крупных городах по задумке тогдашнего правительства должны были заработать народные училища с пятилетним курсом обучения. А в уездных центрах – училища, где образование длилось 2 года. Финансов не хватало, школы то открывались, то закрывались. К конце XVIII века во всех этих училищах насчитывалось не более 18 тысяч человек. Их учили закону божьему и священной истории, чтению, письму, простейшей арифметике и церковному пению.

При Екатерине же были открыты первые гимназии для дворянских детей - в Санкт-Петербурге и Москве. В число предметов входили: музыка, танцы, фехтование, арифметика, грамматика, латынь, география, стихосложение и риторика. Дополнительно предлагалось изучение иностранных языков. Допускались к обучению дети 10-14 лет с соответствующей родословной и богатыми родителями.

Земские училища (XIX век)

Еще полтора века спустя заработали, наконец, более или менее земские училища, в которых преподавали русский язык, чистописание, арифметику, закон божий, церковнославянский язык и церковное пение. Основной задачей была простейшая грамота. Учили детей священники и так называемые народные учителя, тоже выходцы из беднейших слоев. Брали в эти школы детей от 8 до 12 лет. Платили за их образование сельские сообщества, Частично расходы покрывало государство. Школ было мало, финансирование было непостоянным, учителя часто не стоили даже своей скромной зарплаты. В целом количество школ было довольно смешным. Порядка одного одноклассного на 19 тысяч жителей для государства в 72 миллиона человек.

Кадетские корпуса (XIX век)

Образование было платным, но часть студентов принимали за государственный или губернский счет. А именно сыновей офицеров, отслуживших не менее 10 лет или имеющих ордена за особые заслуги, погибших на службе, прапорщиков и унтер-офицеров, а также детей, состоящих пажами при царском дворе. Преподавали в кадетских корпусах Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, русскую и мировую историю, географию, математику (арифметика, алгебра, геометрия, аналитическая геометрия, тригонометрия, приложение алгебры к геометрии), космографию, физику, химию, механику, зоологию, ботанику, минералогию, физиологию, законоведение, рисование, черчение и чистописание. Также обязательными предметами были строевая подготовка, стрельба, гимнастика, фехтование, плавание и танцы, а дополнительно можно было заняться пением, музыкой и ремеслами. Принимали детей от 7 лет. По окончании учебы кадеты могли поступить в военные училища. Часть поступала в университеты и высшие технические гражданские учебные заведения. Без высшего образования кадеты с дипломом получали чин 14 класса, коллежского регистратора.

Гимназии (XIX век)

Самые простые и недорогие были образованы на основе все тех же училищ. Делились на два типа: классические и реальные, которые чаще называли училищами. В первых помимо стандартного набора предметов, перешедшего от училищ, преподавали еще и дополнительные языки, в основном, латынь и греческий. Часто к ним добавлялась риторика, грамматика, история, география и богословие. Во вторых делали упор на естественные науки – геометрию, астрономию, химию, черчение и механику, из которой выросла современная физика. Оба типа были платными, стоимость начиналась от трех рублей и доходила до 10.

Наиболее престижными считались классические гимназии в крупных городах, семилетние с полным списком образовательных предметов, которые давали шанс на поступление в университет или, как минимум, пристойный диплом для среднего уровня работы. Стоимость обучения стартовала от 25 рублей в год, ценз, впрочем, регулярно повышали, чтобы обойтись без «кухаркиных детей». Учится начинали с 8-10 лет, но сдавали для поступления обязательный экзамен, который отсекал «ненужных». Частные гимназии стоили дороже – от 30 рублей, предметов давали больше. Обучали все тому же Закону Божьему, русскому языку, церковнославянскому, логике, латыни и греческому, математике, физике, истории, географии, французскому и немецкому языкам, черчению и рисованию.

В это же время обрели популярность женские гимназии, где помимо похожего с мужскими гимназиями набора предметов, особое внимание уделялось рукоделию, гимнастике (дама должна быть в форме), пению и рисованию. Девочек также брали с 8-10-летнего возраста по результатам экзамена, дополнительно прикладывалась рекомендация от хорошей семьи.

Реклама на сайте
???????@Mail.ru