29 июля, Четверг
 

Потерянная Луна «Аполлона»

13 апреля 1970 года на летящем к Луне космическом корабле «Аполлон-13» произошел взрыв. Взорвавшийся кислородный бак вывел из строя две из трех батарей топливных элементов, тем самым лишив корабль возможности пользоваться главным двигателем. Авария произошла на расстоянии 320 тысяч километров от Земли. Трем астронавтам почти четверо суток пришлось сражаться с враждебной средой, ни на секунду не теряя самообладания.

Потерянная Луна «Аполлона»

К Луне

«Аполлон» – одна из самых масштабных и известных программ НАСА. В 1961 году, вскоре после полета Юрия Гагарина, президент США Джон Кеннеди поставил задачу высадить человека на Луну – и этим человеком во что бы то ни стало должен был стать американец.

Трехместные «Аполлоны», названные в честь древнегреческого божества, специально создавались для отправки астронавтов к Луне. Эта серия была призвана обеспечить фору Соединенным Штатам Америки в технологической гонке с СССР. 20 июля 1969 года командир «Аполлона-11» Нил Армстронг впервые в истории ступил на поверхность Луны. После него на Луне побывали еще пять «Аполлонов» и 11 человек. На сегодняшний день шесть пилотируемых посадок на Луну в рамках программы «Аполлон» – это единственные случаи высадки человека на астрономическое тело вне Земли.

Космический корабль «Аполлон-13» состоял из трех основных модулей: командного («Одиссей»), служебного (он несет на себе маршевый двигатель и системы жизнеобеспечения) и лунного («Аквариус»), в котором двое из трех астронавтов осуществляют прилунение.

«Аполлон-13» стартовал 11 апреля 1970 года. За пуском наблюдало очень большое скопление людей – около 100 тысяч человек. Это было еще то время, когда покорители космоса действительно были всенародными героями и их имена знал любой мальчишка, а каждый запуск становился грандиозным событием и центральной темой новостей.

Командиром экипажа был назначен опытный астронавт Джеймс Ловелл, совершивший к этому времени уже три полета, включая полет к Луне на «Аполлоне-8». Американская космическая миссия «Аполлон-13» имела целью изучение Луны с высадкой человека. Однако достичь этой цели космонавты не смогли из-за аварии, произошедшей на корабле.

Авария

Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз – команда космического корабля «Аполлон-13» –должны были стать третьим отрядом астронавтов НАСА, которые высадятся на поверхность Луны. Но экипаж так и не добрался до места. Вместо этого Ловелл, Суайгерт и Хейз столкнулись с проблемой, которая могла убить их всех. Вечером 13 апреля, на исходе 55-го часа полета, взорвался кислородный бак корабля.

Позже выяснилось, что взрыв произошел в кислородном баке №2 из-за замыкания и случайной искры. Струя кислорода, вырвавшаяся на волю, повредила трубопроводы бака №1, из него тоже начал утекать газ. Место утечки не удалось изолировать, давление продолжало падать. Кроме того, авария привела к сбою в работе системы энергоснабжения корабля: топливные элементы полностью прекратили выработку электроэнергии. Корабль потерял стабилизацию из-за реактивного эффекта струи кислорода, бьющей из разгерметизированного бака в открытый космос. Вокруг «Аполлона-13» образовался светящийся газовый ореол, тянущийся на 40-50 километров. ЧП произошло на расстоянии 320 тысяч километров от Земли…
Счет был на минуты. Речь шла уже не о высадке на Луну, а о спасении экипажа. В качестве «спасательной шлюпки» астронавты решили использовать лунный модуль. Правда, была проблема – он был рассчитан на двоих человек, но выбирать не приходилось, и в него втиснулись все три астронавта. Командный модуль «Апполона-13», созданный для возвращения астронавтов на Землю, пришлось обесточить для экономии ресурсов.

Реальность космоса

То, что происходило в течение следующих 87 часов, по своему драматизму может заткнуть за пояс любой голливудский фильм-катастрофу. Позднее инженеры НАСА проведут моделирование происшествия. Выводы будут ошеломляющими: авария была близка к фатальной и практически полностью ставила крест на возможности спасения астронавтов. Трагедия неминуемо произошла бы, случись авария на пути к Луне, при обращении вокруг Луны или при возвращении к Земле. И только один участок полета оставлял экспедиции хоть какие-то шансы на возвращение: последний отрезок перед выходом на орбиту Луны. Именно на этом отрезке и взорвался кислородный бак корабля «Аполлон-13»…

Высадка на Луну оказалась невозможна, а возвращение корабля на Землю – маловероятно. Температура в отсеке падала, утечка кислорода из второго бака нарастала. Инженеры НАСА искали выход.

Система жизнеобеспечения лунного модуля была рассчитана таким образом, чтобы в нем в течение двух дней могли жить и работать два астронавта. Экспертам из Космического центра пришлось придумать, как растянуть ресурсы для жизни на борту трех астронавтов на несколько дней.

Началась длительная операция по возвращению корабля домой, с облетом Луны и использованием силы тяготения земного спутника для разгона.

Осложнения

Основной проблемой была невозможность использования главного двигателя служебного модуля, который и предназначался для маневров на пути к Луне и обратно. Запускать его было опасно: мог произойти новый взрыв, на этот раз смертельный, к тому же энергосистема корабля находилась на последнем издыхании. Для всех маневров решили использовать двигатель лунного модуля.

Другой проблемой стали осложнения с навигацией и ориентированием корабля. При взрыве корабль раскрутился и потерял ориентацию, но что самое неприятное – его окружила целая туча мелких обломков, частиц обшивки, краски и газа. Все это сверкало и светилось, переотражая солнечный свет, и делало невозможным наведение по звездам.

Третьей и, пожалуй, самой важной проблемой стало жизнеобеспечение членов экипажа. Дело в том, что лунный модуль был рассчитан на пребывание в нем двух человек на протяжении максимум 75 часов, теперь же к ним присоединился третий астронавт, а время полета заведомо было больше запланированного. Однако в ЦУПе пришли к выводу, что если отключить практически все системы и отрегулировать жизнеобеспечение на минимально допустимые параметры, то трем астронавтам можно было выжить 84 часа.

Если с кислородом и питанием дела обстояли относительно хорошо, то с количеством пресной воды (теперь ее требовалось больше для охлаждения всех систем) и с поглощением выдыхаемого углекислого газа было плохо.

Более того, выяснилось, что из-за жесткой экономии электроэнергии (этот ресурс был самым важным для благополучного возвращения домой) нужно было отключить обогрев кабины, и температура стала падать катастрофически быстро. В итоге в течение всего полета в кабине держалась температура около 11 градусов. Члены экипажа сильно мерзли из-за отсутствия теплой одежды и невозможности двигаться в тесной кабине. Еду, которую нужно было разбавлять горячей водой, астронавтам пришлось употреблять в холодном виде. Ловелл после аварии мало ел и за четыре дня похудел на шесть килограммов.

В тесной кабине

В кабине лунного модуля в клубах выдыхаемого пара, среди капель конденсата, сгорбившись в тесном пространстве, трое астронавтов усердно работали. Они проверяли показания приборов, следуя инструкциям с Земли, и настраивали оборудование. Астронавтам приходилось постоянно протирать приборные панели полотенцами, чтобы избежать короткого замыкания и возможного пожара. В условиях космического корабля это стало бы настоящей катастрофой. Но не все зависело от людей. В тесной, не предназначенной для троих кабине рос процент углекислого газа. Системы регенерации не справлялись с его переработкой, и когда содержание газа достигло 13 процентов, появилась угроза для жизни экипажа. К сожалению, использовать фильтры системы поглощения из командного модуля было невозможно – он был обесточен.
Спасителем стал специалист НАСА Эд Смайли – он предложил схему создания переходника для этих фильтров из подручных материалов, имевшихся на корабле. Для переходника использовали оболочку костюма охлаждения от лунного скафандра и его шланги, картонные обложки от полетного плана, кусок полотенца Хейза и скотч. Ловелл вскоре доложил на Землю: «Выглядит это не очень симпатично, но вроде работает…» Содержание опасного углекислого газа стало падать, астронавты вздохнули свободнее.

Пилотирование вручную

Управление лунным модулем с пристыкованными к нему 29 тоннами «лишнего» железа – дело нелегкое. Невозможно было корректировать ориентацию: облако вытекшего газа, летевшее вместе с кораблем, закрывало звезды, необходимые для навигационных расчетов. Корабль сбивался с траектории, на подходе к Земле его требовалось повернуть. Но система ориентации была обесточена, и автоматическая корректировка невозможна. Лоувелл выровнял корабль вручную, ориентируясь по линии земного терминатора – границе дневной и ночной сторон планеты. Когда-то на «Аполлоне-8» он ради эксперимента сам разработал такую процедуру. Теперь она спасала жизнь экипажу.

Четвертые сутки подходили к концу, Земля приближалась.

Земля в иллюминаторе

17 апреля на «Аполлоне-13» провели последнюю коррекцию траектории с помощью маломощных двигателей лунного модуля. Астронавты начали переносить необходимое оборудование и вещи в командный модуль, готовясь к посадке. Шел 137-й час их полета.

После того как все перебрались, началась отстыковка от бесполезного служебного отсека. Эта сложная операция, включавшая два разворота, прошла блестяще, и через иллюминаторы астронавты смогли наконец увидеть, что же произошло со служебным модулем. Картина вселяла ужас! Одна из панелей длиной около четырех метров и шириной более полутора метров, прикрывавшая системы служебного отсека, оказалась вырванной взрывом, сопло двигателя было покорежено, почти все оборудование этой части отсека было выведено из строя. Всем стало ясно: тот факт, что они сейчас живы, – это подарок судьбы.

Последней операцией стало прощание с лунным модулем, который служил домом трем астронавтам на протяжении последних четырех дней. Люки между отсеками были задраены. Оставалось только подорвать пироболты соединения и помахать ручкой плавно удаляющемуся модулю, которому так и не суждено было выполнить свое главное предназначение – побывать на Луне.

Помощь идет

Аварийная ситуация на «Аполлоне-13» немедленно приковала к себе внимание всего мира. 15 апреля председатель Совета министров Алексей Косыгин отправил телеграмму президенту Ричарду Никсону, где сообщил, что СССР готов всеми силами помочь США в проведении операции спасения. 16 апреля в предполагаемый район приводнения командного модуля «Аполлона-13» выдвинулся корабль измерительного комплекса «Чумикан», теплоходы «Академик Рыкачев», «Новомосковск» и траулер 8452.
Корабль «Чумикан» прибыл в район приводнения раньше остальных, но по просьбе американцев лег в дрейф на расстоянии 30 километров, чтобы не мешать десантному вертолетоносцу «Иводзима» при поисках командного модуля. На период посадки СССР, Великобритания и Франция объявили режим полного радиомолчания на рабочих частотах экипажа «Аполлона-13», чтобы приводнение в Тихом океане прошло успешно.

Космонавтам посчастливилось. Их приводнение произошло неподалеку от «Иводзимы». Если бы их не заметили, неизвестно, сколько пришлось бы дрейфовать астронавтам – в полете они исчерпали запас энергии радиомаячка.

Краткий итог

Ловелл, Хейз и Суайгерт выбрались живыми из такой переделки, в которую до них не попадал никто. Оказавшись за сотни тысяч километров от Земли, в ситуации с призрачными шансами на спасение, они не сдались, не пали духом и вернулись домой. «Аполлон-13» незапланированно установил рекорд удаления пилотируемого аппарата от Земли на 401 056 км, а его экипаж стал самым известным за всю историю полетов НАСА. Дополнением к их полету стал диплом Книги рекордов Гиннесса – «Людям, побывавшим на самом большом расстоянии от поверхности Земли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СХ
???????@Mail.ru