МиГ: между прошлым и будущим
Работу начали с обследования глубинных аномалий с помощью георадара – специального прибора, выявляющего строение грунта. Просвечивая землю, поисковики нашли воронку, которая образуется при падении самолета.
– Про это место мы узнали еще весной, – рассказал поисковик из Волоколамска Александр Никоноров. – На нас вышел бывший житель деревни Большое Петровское и показал, где приблизительно может лежать самолет. В мае мы выезжали сюда с металлоискателями и примерно в 200 метрах от указанного места обнаружили первые обломки самолета размером чуть меньше ладони. Это были фрагменты обшивки и мелкие детали с клеймом, позволившие идентифицировать борт как МиГ-3. Тогда же мы приняли решение вернуться сюда и провести полноценную операцию по поднятию истребителя.
Первые находки
После того как поисковики нашли воронку, с помощью экскаватора рядом вырыли яму для отвода воды. Когда вода отступила, начались земляные работы непосредственно на месте падения самолета. Сначала землю убирали с помощью техники, а потом лопатами. Спустя четыре часа наконец показался первый фрагмент – стойка шасси, а затем и капот, на котором были многочисленные следы от пулемета. Удалось достать из-под земли хвост, его тут же аккуратно вымыли. Он обтянут тканью, на ней сверху написана цифра 10.
– На самом деле это уникальная находка, – радуется Александр Никоноров. – На этом хвосте сохранилась даже краска, которой был написан бортовой номер. И это спустя 78 лет под землей! Такое нечасто встретишь.
Вытянули цепью
– Мы хотели поднять ком земли вместе с самолетом целиком и потом потихоньку счищать грунт, – говорит поисковик из коломенского отряда «Надежда» Сергей Катков. – Но земля не проморозилась, и нам это не удалось. В итоге приняли решение доставать самолет по частям.
Чтобы вытащить детали фюзеляжа из земли, поисковики обматывали их толстой цепью, потом вешали ее на ковш экскаватора и тянули. Таким способом удалось вытащить левую подкрыльевую стойку основного шасси, которая находилась под землей в сложенном состоянии. Так же достали бензобак, капот и многие другие части.
– Наша цель – найти идентификационные номера на запчастях, – пояснил Сергей Катков. – По ним можно будет выяснить имя пилота и узнать его дальнейшую судьбу.
К трем часам дня поисковики подняли на поверхность достаточно деталей, но среди них не оказалось ни одной с определяющим номером. К этому времени в яме скопилось много воды, копать стало тяжело. Земля в месте раскопок начала обрушаться. Поисковики уже собирались отложить раскопки, как вдруг увидели в земле то, что искали.
Время остановилось
Главная деталь истребителя – двигатель – показалась из-под земли уже ближе к вечеру. На двигателе отчетливо читался идентификационный номер. Позже на поверхности оказались и другие части самолета: винт, приборная панель, кабина пилота и конверты с бумагами. А также карты, компас и многое другое.
Одной из находок стали часы. По времени, застывшему на циферблате, поисковики предположили, когда самолет упал – 16 октября 1941 года, 16.40. А вероятная высота падения истребителя – шесть тысяч метров. Эти данные остались на бортовых приборах.
План из прошлого
– Пожалуй, самой уникальной находкой стал один документ, – говорит Александр Никоноров. – Мы его чудом нашли, когда уже совсем стемнело, – он вывалился из остатков кабины. В то время у всех летчиков был план задания, и у нашего пилота тоже был такой на 16 октября. Первым пунктом значилась разведка войск противника – с 7.50 до 8.50. Вторым пунктом плана было прикрытие некоего человека, фамилию которого трудно разобрать на бумаге. Третье задание – разведка по дороге Клин – Лотошино с 15.40 до 16.30.
– Человеческих останков нами обнаружено не было, – рассказал Сергей Катков. – Также мы не нашли и парашют. Скорее всего, пилот смог покинуть самолет во время падения.
После окончания раскопок все фрагменты истребителя были отправлены в музей подмосковного города Кубинка. В дальнейшем их планируется использовать в экспозиции «Героическим летчикам – защитникам неба Москвы посвящается».
В настоящий момент поисковики ведут архивную работу и устанавливают данные погибшего истребителя.
Комментарии посетителей
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
|